Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
12.01.2004 - СЕРДЦЕ СЛУЦКОЙ
 
12 января 2004г.



Сердце Слуцкой

В нынешнем сезоне чемпионка мира и пятикратная чемпионка Европы Ирина Слуцкая пока лишь раз появилась на публике - 14 ноября на юбилейном вечере Игоря Бобрина. Почему? О жизни, карьере и планах фигуристки на сезон в интервью Александру Ефимьеву рассказывает бессменный тренер Ирины, Жанна Громова.

- Жанна Федоровна, памятуя о "серебре" на Играх в Солт-Лейк-Сити, где Ирина уступила золотую медаль мало кому известной фигуристке Саре Хьюз, вы по-прежнему ставите себе цель достичь олимпийского "золота"?

- По-прежнему. Хотя не скажу, что самоцель. Просто я оптимист. Пока мы идем, работаем, но что будет дальше, как сложится, конечно, не знаю.

- А в какой момент вы поняли, что перед вами - великая фигуристка? Или такого момента не было?

- Ну почему же, был. Я поняла это, когда увидела, как Ирина выходит на лед. Обычно люди боятся публичных выступлений, тем более соревнований. Боятся публики, зрителей. Что самое страшное? Ожидание старта. Выходит человек на лед - у него ужас в глазах. А эта - нет! Она выходит на площадку, и видно, что она хочет что-то сказать зрителям, хочет что-то для них сделать интересное, красивое, чтобы им понравиться. Это артистка, прирожденная. И я видела, что Ира чувствует свое призвание.

У человека есть душа, которую он может постепенно раскрывать. Когда у человека есть что сказать - это важно очень в жизни, в любой профессии. Тем более в нашем виде спорта, где во время выступлений нужно не только руками и ногами работать, но и сердцем.

- А какое оно, сердце Слуцкой? Ирина любит повторять: "На льду я одна, в жизни - совсем другая".

- Доброе у нее сердце. А жизнь... Жизнь есть жизнь, в жизни разные грани бывают...

- Есть правило: никогда не смотри выступление соперников перед стартом. Потом можно. До старта - нет. А ей интересно!

- Еще как интересно! Она человек вообще контактный, общительный. Но в то же время очень серьезный. Ей ведь не все легко давалось. Но она очень трудолюбивая, очень самоотверженно работает над всем. А характер у нее разный бывает - и сложный, и простой. Характер чемпионки.

- Да, иногда за именем нет ничего, кроме рекламной раскрутки. А Слуцкая, безусловно, чемпионка от Бога. Кстати, говорят, раньше она не выговаривала букву "р", но усилием воли преодолела этот недостаток.

- (Смеется.) Чего только журналисты не придумают! Ну, когда маленькая была, "р", наверное, не выговаривала. А теперь, видите, она по-английски-то без акцента говорит. И намеревается еще овладеть итальянским.

- А мне сказала, что учиться не любит и не может...

- Так она же закончила РГАФК, а теперь собирается в театральный, да и с телевидения идут предложения. Правда, это планы на послеспортивную карьеру, но уже сейчас нужно пробовать, чему-то учиться, и тяга к этому у нее есть.

- Интересно, кому больше повезло, вам с ней или ей с вами? Говорят, у вас тоже двойное образование...

- Да - Институт физкультуры и ГИТИС. Людмила Пахомова организовала отделение балетмейстеров фигурного катания, куда брали тех, у кого было высшее спортивное образование, для подготовки хореографов, которые могли бы ставить программы на льду. А мне было интересно получить дополнительное образование, тем более что там была замечательная программа. Мы получили очень много знаний и теоретических, и практических, которые совершенно необходимы специалистам моего уровня. Как нам говорили преподаватели, если вы даже сами не будете хореографами и балетмейстерами, то, как минимум, будете знать, кто с вами работает, правильно ли он все это делает, насколько он квалифицирован. И действительно, я по-другому стала оценивать то, что делают на льду другие люди.

- Жанна Федоровна, раскройте секрет - как рождается композиция, этот ледовый мини-спектакль.

- Для начала мы должны определить, что хотим показать этой программой. С Ириной интересно работать - она может все. Раньше казалось - лирические (любовные, драматические) композиции не для нее. А теперь...

- А теперь один специалист со мной спорил, что только такие композиции Ира и может катать - она создана исключительно для классической музыки.

- А ковбойский номер? А "Сережа"? Десятитысячные залы с овацией провожают! Интересно, что Ирина никогда не училась музыке, но она ее настолько хорошо чувствует и понимает...

- Что все только и говорят о ее музыкальном образовании и что ее хобби - занятия музыкой...

- Тут еще плюсом является то, что она взрослая спортсменка. Маленькие девочки могут попрыгать, хорошо вращение сделать - это одно, а она понимает свою композицию. Она может раскрыть себя по-другому совершенно. И прыжки эти становятся выражением каких-то ее чувств, сокровенного чего-то. Когда катается Ирина, забываешь, что это - спортивная программа. Вот она рассказывает о любви двух людей. Вот она девушка, как она любила - а она ведь сама любит, и она вкладывает в это свою душу, сердце, уже рассказывая и о себе, о том, как она представляет себе этот образ. Но начинается все с музыки. Мы должны увидеть, что это то самое, это здорово, мы сможем показать что-то чарующее, необыкновенное под эту музыку. Тогда уже на эту программу приглашается хореограф. Тоже определяем, кто смог бы поставить эту программу лучше всех, передать весь колорит этой композиции. Причем короткая программа - это одно, произвольная - другое, интерпретивная - третье, показательная - четвертое.

- В показательной вы, как я понимаю, ориентируетесь на тур Тома Коллинза...

- Вообще задача - поработать на зрителя, развлечь его, повеселить. Но показательный танец должен однозначно хорошо приниматься везде. И в туре в особенности. Но тур - это еще и большая школа актерского мастерства. Кроме того, Ирина завоевывает себе популярность, показывает себя, утверждает, раскрывает, ну и плюс еще деньги зарабатывает немалые.

- Если не ошибаюсь, больше всего композиций Ирине поставили Елена Матвеевна Матвеева и Маргарита Евгеньевна Романенко...

- Не совсем так. Романенко - это хореограф группы, но она работала с Ирой и на льду, и в зале. Кстати, именно она поставила ковбойский номер, прошлогодние "Травиату" и короткую программу. Но Маргарита Евгеньевна не может объять необъятное. Как правило, для постановки программы мы приглашаем других людей, скажем, "Кармен" и "Озорную испанку" нам помогала ставить Матвеева - в прошлом солистка Большого театра. С ней же мы делали и олимпийскую короткую программу. А вот олимпийскую "Тоску" мы уже творили вместе с Джузеппе Ареной.

- "Кармен", "Озорная испанка", "Тоска", "Травиата" - это все трагедии... - Но Ира-то рассказывает не про трагедии, а про любовь, а это всегда светлое, жизнеутверждающее чувство. К тому же мы берем не всю оперу - фрагмент, а в музыке тоже очень много светлого, доброго.

- "С Богом дорогая, с Богом!" - знаю, именно эти слова вы говорите Ире в самый последний момент перед выступлением...

- Да, я, можно сказать, ее благословляю, но что и как - пусть это останется нашей тайной. Ведь вы представьте, позади месяцы, а то и годы тренировок, можно все везде катать хорошо, а нужно - 2 минуты 40 секунд короткой и 4 минуты произвольной. Вот только в эти минуты, здесь, сейчас и, быть может, раз в жизни. Поверьте, это трудно, тут нужен особый настрой - и моральный, и психологический.

- В общем понятно, но что у Иры будет в этом году? Знаю, она подготовила интереснейшие композиции. Одна "Интродукция и рондо каприччиозо" Камиля Сен-Санса, в короткой программе, чего стоит! (Хореограф Елена Кустарова.) А произвольная... "Волшебная земля" Тончи Халич и "Шепот зеркал" Кейко Матцой - красивая композиция из нескольких частей в постановке Игоря Бобрина. Интересна идея, заложенная в эту программу. Как мне рассказал сам Игорь Анатольевич, он предложил Ирине сыграть Пиковую Даму, но не пушкинскую, а женщину-вамп. Она рассказывает свою судьбу, будучи одновременно и хозяйкой этой судьбы, и ее заложницей. Она раздает карты, тасует колоду, рассказывая о своей жизни, как о карточной игре...

- Да, эта композиция была представлена на юбилейном вечере Игоря Бобрина 14 ноября в Лужниках. Кстати, когда Ирина вышла на лед, что-то случилось с фонограммой, музыка стала пропадать... Я была в ужасе - казалось, все, выступление сорвано...

- А Ира продолжала кататься, будто ничего не происходит. И зрители приняли композицию на ура.

- Потому что класс спортсменки очень высок. Но говорить о чем-то пока рано. У Иры было право участвовать в двух этапах Гран-при, мы просто по времени не успели как следует подготовиться. Увы, не все в этой жизни от нас зависит - Ира поздно смогла начать тренироваться, и на то были веские причины.

- Мишель Кван намеревалась пропустить этот сезон...

- За Кван расписываться не стану, а вот наши планы пока остаются в силе - чемпионат России, Европы и мира. Загадывать, правда, ничего не хочу и не буду, единственное скажу: если Ира будет кататься, она будет хорошо кататься.

- Слышали бы читатели, каким категоричным тоном вы это сказали! А как вы оцениваете соперниц Ирины? Скажем, Елена Соколова - блестящий "дебют" на чемпионате мира в Вашингтоне, великолепный контрольный прокат в Одинцово и провал на этапах Гран-при... - Никак не оцениваю. Каждый спортсмен может быть в лучшей форме и худшей.

Какой спортсмен в какой форме подойдет к конкретным соревнованиям, предугадать чрезвычайно трудно. Впрочем, для меня очевидно - главными соперницами для нас по-прежнему будут американки.

- А как насчет новых правил в судействе? В прошлом году что-то поменяли, в этом опять нововведения. Ведь самый мудрый закон бесполезен, если его никто не будет выполнять. - Золотые слова. Главное, чтобы судьи были честными и хотели бы судить по справедливости. Но нынешние нововведения - это пока только эксперимент и только в рамках Гран-при. Удался он или нет, станет ясно лишь в конце сезона. Я надеюсь, что судьи начнут больше внимания уделять "второстепенным" элементам, таким как шаги, составление программы и т. д. Но вот стоило ли девальвировать значение произвольной программы и, напротив, повышать короткой - вопрос...

- Говорят, наше фигурное катание развивается не благодаря, а вопреки усилиям Валентина Николаевича Писеева. Вот и я не раз писал, что Ирине Слуцкой, к примеру, негде тренироваться...

- У нее, кстати, сейчас появилась возможность тренироваться на стадионе АЗЛК. Плюс немного получше стало и у нас, на СЮПе, - просто мы в силу некоторых причин врабатываемся в сезон чуть позже. Что же до Писеева, то мне претит участвовать в каких-то склоках, дрязгах, писать кляузы, обливать кого-то грязью. Человек руководит нашим фигурным катанием много лет, при нем мы добились таких результатов, каких не добивались никогда. Думаю, это вряд ли было бы возможно, если бы он что-то делал не так.
 
Рассылки Subscribe.Ru
Все про королеву льда - непобедимую Ирину Слуцкую.

[:: Современный каталог сайтов Index.org.ua ::]Рассылка 'Все про королеву льда - непобедимую Ирину Слуцкую.'
Counter CO.KZ